×
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей — Папамамам — МИФ

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей - Папамамам — МИФ

Как родитель может помочь ребенку обзавести внутренним навигатором, выбирающим правильный маршрут? Как развить эмоциональный интеллект, самостоятельность и мягкие навыки? И при этом не переусердствовать с родительской опекой? Раскрыть потенциал детей могут упражнения для мозга. Принесли 5 практик из книги «Самостоятельные дети».

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей - Папамамам — МИФ


Самостоятельные дети

Упражнение № 1: визуализируем цели

Практически все, кто писал о психологии успеха, сходятся во мнении, что фундаментальное значение имеет постановка целей. Один из эффективных методов — визуализировать свою цель и постоянно обращаться к этой картинке.

В любопытном исследовании известного нейробиолога Альваро Паскуаля-Леоне группу людей попросили каждый день в течение определенного периода времени играть гаммы на фортепиано. Другую группу испытуемых попросили представлять себе, как они играют гаммы, но не играть их в действительности. Ученые обнаружили, что участники обеих групп показали рост активности в той области мозга, которая соотносится с движениями пальцев. Польза от этого и аналогичных исследований огромна.

Как можно использовать это на практике? Например, неорганизованный ребенок, мечтающий содержать стол в порядке, может сфотографировать стол, когда он пустой. Затем ребенок отмечает на фотографии, куда сложить ручки, карандаши, бумагу и тетрадки. Когда ему в следующий раз нужно будет убрать со стола, он сможет посмотреть на картинку и сравнить изображение с действительным положением вещей.

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей - Папамамам — МИФ

Основная идея состоит в том, что на самом деле мозг не может отличить реальный опыт от того опыта, который мы во всех красках представляем себе. Источник

Упражнение № 2: ментальное контрастирование

Следующая практика — способ защитить фантазеров от разочарований, наметив путь к тому, чего действительно можно достичь.

Первый шаг в ментальном контрастировании: попросить ребенка установить цель самостоятельно. Это не должна быть групповая цель, и вы не должны на нее влиять. Цель должна быть выполнимой и сложной.

Шаг второй: предложить ребенку записать несколько слов о желаемом результате. Дети не должны редактировать себя во время этого процесса, пусть свободно пишут все, что приходит на ум.

Шаг третий: попросить ребенка подумать о возможных внутренних препятствиях на пути к его цели. Обратите внимание: не надо думать о внешних барьерах. Снова попросите ребенка взять ручку и бумагу и записать эти препятствия, а также поразмышлять, как это может повлиять на ребенка и что можно сделать, когда эти препятствия возникнут.

Упражнение № 3: придумывайте план Б

Подход плана Б («Какие еще действия вы можете предпринять, если дело пойдет не так, как вы рассчитываете?») — это ключ к здоровому отношению к потенциальным неудачам. Пример: выбор вуза мечты для поступления. Один вариант в списке приводит к колоссальному стрессу. Но стоит подумать о других исходах — переживаний становится меньше.

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей - Папамамам — МИФ

Разрабатывайте план Б, сделав это семейным правилом. Источник

План Б помогает вам взглянуть на вещи в контексте. Представляя альтернативное будущее и создавая резервные планы, дети (и их родители) узнают, что, если план А не сработает, мир не рухнет. Подход плана Б усиливает способность префронтальной коры регулировать функцию мозжечковой миндалины.

Задача префронтальной коры состоит в том, чтобы формулировать планы и цели, а четкое понимание того, что вы будете делать, если первый вариант не сработает, поможет вам сохранять спокойствие и контролировать ситуацию. Мало что вызывает у детей больше стресса, чем чувство «я должен, но не могу». План Б позволяет мыслить более конструктивно: «Если я не могу сделать это, то мог бы сделать вот это…». Кроме того, повышаются гибкость и адаптивность. Со временем практика мышления по плану Б придаст вам уверенность в том, что вы справитесь со стрессом и неудачами.

Упражнение № 4: разговаривайте с собой сочувственно

Дети впечатлительные. Неудачи и промахи часто приводят к самоуничижительным комментариям. Если ваш ребенок попал в порочный круг «я неудачник во всем», вы можете сказать что-то наподобие: «Это только один взгляд. Я вижу по-другому. Я был бы рад поделиться с тобой своим мнением, если тебе интересно». Если ваш ребенок не хочет этого слышать, держите свое мнение при себе и надейтесь на лучший момент.

Показывайте на личном примере, как нужно позитивно разговаривать с самим собой и проявлять сочувствие к себе. Говорите, например, так: «Вчера я понял, что очень сильно себя ругал из-за чего-то, что не получилось на работе, — сильнее, чем ругал бы другого человека. Со всеми случаются неудачи, и если я буду себя ругать, это не поможет мне избежать ошибок».

Научите своих детей поддерживать себя так же, как и своего лучшего друга: «Давай! Ты можешь сделать это». Беседа с самим собой от третьего лица гораздо эффективнее, чем от первого. Если,например, ваша дочь назовет себя по имени, она скорее займет более дистанцированную позицию поддерживающей подруги, чем выступит в роли главного критика.

Упражнение № 5: 20-минутные игры

Физические упражнения также важны для состояния расслабленной бодрости. Как показал Джон Рэйти в книге «Зажги себя!», когда ученики много тренировались в рамках школьной программы, значительно улучшилась академическая успеваемость. Опять же Финляндия здесь впереди планеты всей: в школах Финляндии в обязательном порядке на каждые 40 минут учебного времени приходятся 20 минут игры на свежем воздухе.

Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей - Папамамам — МИФ

Очень важно, чтобы дети не чувствовали, что их принуждают. Принудительные упражнения — это армейский лагерь, а не механизм снижения стресса. Источник

Есть хорошее правило определения оптимального уровня интенсивности: выполняя упражнения, вы должны быть способны разговаривать, но не петь. Упражнения должны быть напряженными, но не должны давать ощущения, будто вы вот-вот надорветесь.

Адель Даймонд, одна из ведущих нейробиологов мира, — сторонница таких физических нагрузок, которые одновременно требуют рабочей памяти, тормозного контроля и когнитивной гибкости. Возьмем, к примеру, танцы. Когда вы учитесь танцевать, вам приходится использовать рабочую память, чтобы запоминать движения. Кроме того, нужно сдерживать свои движения (или знать, когда вы двигаете ногой слишком медленно или слишком быстро) и гибко подстраиваться в движениях в соответствии с изменениями в музыке или шагами вашего партнера.

Йога, боевые искусства, верховая езда, фехтование, игра на барабанах и скалолазание — выберите по душе и сделайте физическую активность семейной ценностью. Не заставляйте ребенка заниматься спортом и не выбирайте для него занятие, но объясните, что всем членам семьи важно постоянно заниматься физкультурой, и помогите ребенку решить, какой именно вид активности это будет.

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»