«Я боюсь, я плохой, я не могу»: почему нельзя критиковать детей
Критикуя ребенка неконструктивно, мы часто обобщаем и нападаем на личность ребенка, а не на его поступки.
Есть немало людей, которые считают, что критика полезна. Что это мотивация, без которой невозможно оценить себя объективно, стать лучше и достичь результатов. Часто это объясняется тем, что именно с помощью критики воспитывали поколение современных родителей.
Нас так боялись перехвалить, избаловать и испортить, что в результате основным способом взаимодействия часто становились «тычки и затрещины» — физические и вербальные. Родителям часто было за нас стыдно, мы становились разочарованием, не соответствовали ожиданиям, недостаточно старались и вообще, были недостойными людьми.
На этом фоне терялось все хорошее. И какие бы усилия мы ни прикладывали, нам самим начинало казаться, что этого мало, что хороший сын или дочь сделали бы больше, у них получилось бы лучше. А мы не смогли.
Часто мы даже не понимали, что именно сделали не так. Мы просто чувствовали себя плохими и нелюбимыми, но совершенно не знали, чем именно в очередной раз вызвали недовольство родителей. Часть из нас приходила к выводу, что бесполезно даже пытаться, потому что быть хорошим все равно не получается.
В результате многие из нас выросли людьми, которые:
- Не принимают себя и всегда недовольны собой.
- Не признают за собой права даже на малейшую ошибку.
- Избегают любого риска и поэтому отказываются от многих возможностей в жизни.
- Чувствуют страх, когда есть необходимость принимать решения.
- Ждут одобрения от других людей.
Значит ли это, что критика в целом вредна и губительна? И как же быть, если ребенок действительно совершает ошибки и ведет себя неправильно? Как помочь ему увидеть свои недостатки, чтобы иметь возможность их исправить?
Все эти вопросы мы задаем себе, пытаясь защитить своих детей и быть хорошими родителями. С одной стороны, мы вспоминаем едкие комментарии из своего детства и понимаем, что они не работают. Мы искренне хотим говорить детям только приятные вещи, принимать их. С другой стороны, сталкиваемся с тем, что детям действительно нужна наша помощь в ситуациях, когда они ошибаются. Что же делать?
Чтобы разобраться в этой проблеме, полезно знать разницу между конструктивной и неконструктивной критикой.
Неконструктивная критика
- Причиной неконструктивной критики часто становится злость, поэтому она бывает очень резкой и нацеленной исключительно на то, чтобы подчеркнуть ошибки.
- Критикуя ребенка не конструктивно, мы часто обобщаем и нападаем на личность ребенка, а не на его поступки.
- Вызывает у ребенка негативные эмоции: стыд, боль, злость на себя.
Конструктивная критика
- Целью конструктивной критикой в первую очередь является поддержка и помощь ребенку.
- Мы не обобщаем, не критикуем личность ребенка, его характер или особенности, а лишь указываем на поведение, которое можно изменить.
- Мы подсказываем ребенку способы изменить ситуацию, бережно даем советы, как лучше поступить.
- Позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности, не вызывает сомнений в том, что он любим и что мы его поддерживаем.
Проявите эмпатию и уважение, подумайте о том, помогла бы вам самим такая критика или наоборот. И если у вас есть сомнения, постарайтесь подобрать такие слова, которые принесут пользу, а не вред.
Фотография: Bruno Nascimento, Unsplash