×
ПСИХОЛОГИЯ

«Сын общается с друзьями только онлайн»

14-летний мальчик учится в школе, ходит на тренировки и в кружки, но не встречается с друзьями — только переписывается онлайн. Значит ли это, что у него возникают проблемы в общении? На вопрос читателя «Правмира» отвечает подростковый и клинический психолог Михаела Талмач.

Вопрос. Мой 14-летний сын — общительный парень, но у него нет друзей. То есть тех, с кем всегда на связи, вместе гуляешь, созваниваешься. Он играет в волейбол, но с ребятами из команды никогда никуда вне занятий не ходит. Даже после тренировок идет домой один. Занимается в театральном кружке, но и из этой группы ни с кем не встречается. Иногда играет с одноклассниками по сети, но не в реале. Ощущение, что не понимает или не знает, как дружить. Хочется, чтобы помимо тренировок, кружков у ребенка было полноценное общение. В чем может быть проблема? 

Онлайн-дружба становится новой нормой

Родители часто переживают, что у детей сегодня нет живой, офлайн-дружбы — с посиделками и прогулками. Хочется их утешить: современные дети чаще общаются онлайн. Сама дружба мигрировала в цифровое пространство. Бывает, что, даже встречаясь в кафе, на спортплощадках, подростки сидят в телефонах в сетевой игре. Это кажется странным, но это объективная тенденция — дети сегодня чаще и больше взаимодействуют через гаджет.

Михаела Талмач

У такого формата при очевидных минусах есть и плюсы: у ребят появляется возможность дружить со сверстниками на расстоянии, находить единомышленников, которых, возможно, нет в ближайшем окружении. Если подросток ходит на кружки и секции, ему может быть вполне достаточно того взаимодействия, которое он получает там, а остальное он «добирает» онлайн. Это может быть его норма.

Но иногда онлайн-общение полностью и тотально заменяет живое. Это обычно сопровождается и другими проявлениями: нежеланием выходить из дома, отстраненностью от близких, сниженным эмоциональным фоном, сильной социальной тревогой. В крайних проявлениях это может привести к добровольной социальной изоляции, по типу синдрома хикикомори. 

В пандемию таких проявлений среди подростков стало настолько много, что явление не только описали, но даже дали название. Термин появился в Японии, и перевести его можно как «сижу дома». Правда, не просто сижу, а добровольно самоустраняюсь из социального взаимодействия, преимущественно оставаясь в своей комнате; рву связи, перестаю учиться и даже с ближайшим окружением коммуникацию свожу к минимуму. 

Может, у ребенка нет сил?

Желание общаться и дружить — природная потребность человека, особенно в подростковом возрасте. Если этого желания совсем нет, дело может быть в подавленном состоянии, когда на базовые потребности не хватает психических или физических сил.

Подавленность может возникать по нескольким причинам:

Перегрузка. Ребенок функционирует на повышенных оборотах, физически и эмоционально истощен, и у него нет ресурса для социального взаимодействия. Он вынужден экономить силы.

Психологические трудности. Неуверенность в себе, страх отвержения, трудности в налаживании контакта или болезненный, травматический опыт общения в прошлом, — все это порождает невозможность качественной коммуникации.

Субдепрессивные и депрессивные состояния. Естественные потребности угасают. Подростки с такими проявлениями часто нуждаются в помощи специалистов. Внешним признаком внутренних проблем как раз становится неспособность поддерживать отношения.

Как помочь?

Внимательно понаблюдайте за общим состоянием ребенка: каков его физический и психический тонус, настроение, намеренно ли он отстраняется от всех. Проанализировав состояние, вы сможете отличить усталость от тревожных сигналов, требующих помощи специалиста. При ухудшении состояния не бойтесь обратиться к врачу, чтобы исключить депрессию.

Начните открытый диалог. Спокойно озвучьте свои наблюдения и беспокойство. Обсудите, видит ли ваш подросток в этом проблему сам. Это отправная точка. Не паникуйте раньше времени. Попытайтесь понять, что является нормой для вашего ребенка и его поколения.

Предложите безопасную среду для тренировки. Если трудности очевидны, помогите найти психологические группы для подростков. Интересный формат встреч помогает сформировать базу для социальной адаптации. Действовать лучше мягко. Не заставляйте, а создавайте условия, помогайте организовать комфортное для подростка общение.

Покажите ценность живого общения. Организуйте небольшое путешествие или встречу со своими друзьями, где подросток увидит атмосферу искренних эмоций и интереса. 

Помогите организовать встречу. Обсудите возможность пригласить приятелей вашего ребенка домой и помогите выстроить план совместных активностей, чтобы было интересно и не скучно.

Скорректируйте свои ожидания. У каждого человека свой уровень потребности в общении. Вспомните, возможно, вы или кто-то из родственников в таком же возрасте тоже не были сверхобщительными, и вам хватало одного-двух близких людей. Индивидуальные особенности в подростковом возрасте особенно заметны. Принимайте их во внимание.

Работайте с собственными установками. Тенденции в обществе меняются. Будьте гибкими в ожиданиях. Важно адаптироваться к изменениям, но при этом транслировать значимые для вас ценности (такие, как ценность живого общения) через собственный опыт.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Источник

    Добавить комментарий

    Кнопка «Наверх»