ПСИХОЛОГИЯ

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Сказка – как многофункциональный инструмент развития дошкольников. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства. Сказки пользуются огромной любовью у детей.

Именно сказки вырабатывают способность сострадать, сопереживать, радоваться за другого человека. Благодаря сказкам дети получают представление о мире, знания об окружающем среде. Познается мир не только умом, но и сердцем. Сказка в очень понятной форме воспитывает, показывая примеры благородства, морали. Каждая сказка чему-то учит малыша, заставляет плакать и смеяться, переживать и надеяться. Она играет большую роль в развитии детей, знакомит с понятиями, как «добро и зло», тем самым отличая хорошее от плохого, а счастливый конец сказки совершенствует оптимизм, решительность в преодолении препятствий.

Ещё одно большое преимущество, которое ребенок получает благодаря сказке, это умственное развитие совместно с развитием речи. Дети делятся своим мнением, делая выводы, анализируя, понимая смысл. Запоминают сюжет, персонажей, пересказывают содержание. Таким образом, улучшаются: речь, словарный запас, воображение ребёнка. Сказки духовно обоготворяют, помогают в эмоциональном плане развитию, то есть способствуют лучшей адаптации в детском саду, снимая тревожность и напряжение при общении.

Первичные представления о многих животных формируются под влиянием сказки, в дальнейшем дети знают об образе жизни животных, об их повадках. В сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка-все оживает в сказках. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру. Следует рассматривать с ребёнком сказку, определять смысл и урок, объяснять образ действий героев, параллельно делая выводы.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой. Один из методов – это чтение, т.е. дословная передача текста. Небольшие сказки рассказываются наизусть. Рассказывание – свободная передача текста. Выразительно читать и рассказывать достигается разнообразием интонаций, мимикой, чтобы дети могли представить живой образ. Сказка, которая понравилась детям, требует повторности чтения.

Драматизация – это одна из форм активного восприятия сказки. Для погружения в сказку используются различные приемы: настольный театр, куклы бибабо, различные настольно-печатные пособия.

Дети играют роль сказочных персонажей, что способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность, самостоятельность, артистичность.

Эмоциональное восприятие сказки детьми заключается в пересказе детьми содержания сказки. Данная форма работы позволяет узнать, как дети поняли суть сказки.

Сказки для малышей – это не просто хорошее время провождение, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. Прочитав сказку, можно ее обсудить с ребенком. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым. Работа над сказкой в младшей группе строится так, чтобы через игровые занятия обогащался словарь детей, совершенствовался грамматический строй речи, улучшалась связная речь. Это такие игры, как «Подбери словечко», «Подбери действие», «Доскажи словечко». Для младших дошкольников необходимо выбирать простые, короткие сказки «Курочка ряба», Кот и лиса», «Колобок».

В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам «Незнайка», «Буратино». В сказках любого народа ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. Казахская народная сказка «Почему у ласточки хвост раздвоенный» направлена на раскрытие духовных человеческих ценностей, таких, как миролюбие, сопереживание, отзывчивость. Сказки, в которых встречается добрый и мудрый Алдар косе: «Алдар косе и жадный бай», «Чудесная шуба» высмеивается жадность, глупость, лень, трусость. Народные сказки воспитывают трудолюбие, доброту, милосердие. Активное чтение и слушание, беседы и тематические игры по сказкам, театральные представления и творческие занятия, где вы попросите изобразить любимых героев из сказки, позволяют малышу не только запомнить, но и прочувствовать, проанализировать, извлечь из сюжета полезные уроки. Дети, которые научатся любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь. Сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития детей. Грамотно выбранные сказки, чтение в оптимальные периоды времени, анализ сказки после прочтения – все без исключения даст возможность быть более уверенным в себе и воспитать в детях чувство гордости и любви к родной земле, своему народу.

С.Темирбулатова, воспитатель детского сада «Самопознание» РГКП ННПООЦ «Бобек»

https://bilimdinews.kz/?p=188033

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»