ПСИХОЛОГИЯ

Психология подростковой субкультуры

Пожалуй, самое известное и часто исследуемое в подростковой психологии – «субкультура». Профессор Воронов Владимир Викторович дал наиболее полное определение: «Молодёжная субкультура — система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Интересное исследование провел американский социолог Дэвид Рисмен. В своей статье «Слушая популярную музыку»  обозначил различение между (молодёжным) большинством, некритично потребляющим массовую музыку (одна 17-летняя девушка в интервью Рисмену так объяснила свой критерий отличия «плохой» музыки от «хорошей»: «То, что в хит-параде – это хорошая музыка»), и меньшинством, «миноритарными группами», для которых музыка являлась средством выражения недовольства существующим социальным порядком, у которых был свой особый жаргон, свои ценности и мировоззрение, свои, более отрефлексированные, обоснования музыкального выбора.   Поклонники хот-джаза – это люди протестующие, утверждал Рисмен. Корни понятия «субкультура» лежат в поле социологии музыки; именно музыка явилась «первым принципом» различения «миноритарных» молодёжных групп и «большинства».

Подростки, по сути своего возраста — «оппозиционеры». Смысл этого возрастного этапа — переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. На самом деле, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык в этот период, а развитие личности требует «расставлять точки над i». Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними — всей культуре) — логичный для такой задачи исход. Субкультура — остров подростковой идентичности, место, в котором — как чувствуют подростки — можно найти и сохранить себя. И  как ни парадоксально — это не менее «культурный» выход из конфликта пубертатного (подросткового) возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура — как всякий остров — не самое безопасное место для вступающего в мир человека.

Современный подросток живет в условиях интенсивного технического прогресса. Сделанные открытия переменили жизнь миллионов людей. Столь стремительные технологические и социальные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Приведу несколько   аспектов этого процесса.

Первое – прошлое все более и более отдаляется от настоящего. Чем стремительнее социальные перемены, тем сильнее отличаются стандарты и образ современной жизни от стандартов прошлых лет. Как следствие, у молодых появляется чувство, что все старое (в том числе библиотеки) нежизнеспособно и не соответствует современности.

Во-вторых, будущее также отдаляется, становится более неопределенным и непредсказуемым. Современная молодежь чувствует себя в меньшей безопасности относительно завтрашнего дня. Когда стандарты, ограничения, нравы и условия жизни стремительно меняются, трудно предсказать, куда повернет жизнь, сложно подготовиться к будущему, – поэтому многие юноши и девушки предпочитают жить одним днем. 

В-третьих, стремительные перемены ослабляют роль и функции семьи. К примеру, все меньшее число детей выбирают ту же профессию, что и родители.     Могу сказать, что большинство современных юношей и девушек не знают профессию своих родителей и слабо представляют, чем они занимаются. Ослабление межличностных контактов приводит к уменьшению общности семьи; ядро семьи оказывается неспособным выполнять свои эмоциональные функции, все большее число семей распадается.

В-четвертых, замешательство в связи с изменением убеждений, ценностей и общепринятых стандартов, неуверенность и противоречия ведут к стрессу. У некоторых юношей и девушек появляется невроз: они теряют веру в свои силы, ощущают опустошенность и не востребованность.

Следующий момент – это урбанизация. Перенаселенность городов, считает Райс, затрудняет близкие отношения людей, делает их более разобщенными. В городе с миллионным населением человек чувствует себя изолированным и одиноким. Кроме того, урбанизация создает массу социальных проблем: бедность, преступность и прочие трудности, сопутствующие городской жизни. Жизнь в городе полна стрессов, тревог и искушений. Хотя, конечно, имеются и положительные моменты – возможность получить хорошее образование, соприкоснуться с культурными ценностями и т.п.

Следующий аспект нашей жизни, влияющий на жизнь современной молодежи, связан с бедностью и связанной с нею меркантильностью. Результаты многочисленных зарубежных исследований подтверждают, что молодые люди становятся все более прагматичными. Современные юноши и девушки хотят найти престижную и хорошо оплачиваемую работу. Такие ценности, как стремление к самовыражению или творчество, отодвигаются на второй план. 

Следующая важная проблема современной жизни – социальные и эмоциональные стрессы. Перед глазами подростков (по телевидению, в кино, на страницах журналов и газет) непрерывным потоком проходят сцены насилия – убийства, терроризм, войны. Много молодых погибает в автомобильных катастрофах. С психологической точки зрения стресс приводит к плохому настроению и чувству неуверенности. 

Известно, что среди современной молодежи широко распространены случаи психических заболеваний, алкоголизма, злоупотребления наркотиками. Молодежь нужно оберегать от воздействия сильных социальных стрессов. Для этого необходимо ставить перед молодыми людьми четкие цели и подсказывать им конструктивные выходы из создавшихся ситуаций.  Для России это новая ситуация и сегодняшней молодежи нелегко поверить в свое безоблачное будущее.

Предлагаю осуществить небольшой обзор наиболее известных молодёжных субкультур в современном обществе.  Остановлюсь лишь на отличительных особенностях некоторых молодёжных субкультур.

Металли́сты — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле «метал», появившаяся в 1980-е годы. Все музыканты этого стиля и их поклонники начали называть себя металлистами и в скором времени образовали собственную музыкальную субкультуру. Их внешней вид вызывающий, агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией — «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов: пентаграмма, скелет…

Рокеры- движение рокеров, как таковых, появилось впервые в середине 1960-х годов в США и Англии. Среда рокеров — в основном молодежь от 13 до 30 лет, недовольная устоями общества и желающая «изменить мир». Чаще всего, это были выходцы из неблагополучных семей, обделенных государством. Одежда рокеров имела нетипичный вид (для того времени): кожаная куртка со всевозможными значками и надписями, торба (рюкзак из грубой ткани, затягивающийся, как мешок, веревкой сверху), поношенные тертые джинсы. Субкультуры металлистов и рокеров тесно связаны с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке, симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы), а так же общей для обоих субкультур симпатией к пиву.

Ба́йкеры (от английского»мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и Россию, какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок. Наиболее известная группировка — Hells Angels («Ангелы Ада»). Байкеры – это именно субкультура. Для них байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру — Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному.

В настоящее время байкеры – это элитная, жесткая, имеющая дело с огромными деньгами организация, сетью окутавшая планету. Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни.

ПанкиПанк-рокеры (от англ. — отбросы) — субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к панк-року и свободе, протест против консерватизма, авторитаризма, национализма. В нашей стране — с 1980-х. Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла. Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью.   Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.  

Эмо — это современная молодёжная субкультура, ставшая популярной в нашей стране в начале 2000-х годов. По одной из версий, корни этой субкультуры уходят в музыкальное движение, отпочковавшееся в 80-е годы ΧΧ века от панка. Таким образом, «эмо» – это разновидность панк-музыки, или иначе особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, крик, плач, стоны, шёпот. 

Straight edge (англ. — путь напрямик, сокращённо sXe) — более философское ответвление панк-культуры, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению.  

 Готы (от англ. goths – готы, варвары) – квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения «готов» основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Реперы-Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, широкий размах получил рэп (англ. rap — легкий удар, стук). Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. У нас этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп культура.

Скинхеды от английского слова — бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология — подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии — идеи национал-социализма и антисемитизма.  

Го́пник – представитель позднесоветской субкультуры, образованной в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близки к хулиганам. Они же антинеформалы. Молодые люди, которые не входят в состав ни одной субкультуры, таким образом образуя свою. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам») в частности.   Агрессивны.

Подводя итоги рассуждениям о причинах возникновения субкультур и мотивах вхождения в них подростков, следует заметить, что в современном обществе молодежные объединения в определенной мере выполняют культуротворческую функцию, а проблема «отцов и детей» получает интерпретацию, прежде всего, как конфликт поколений.

Приходится признать, что тотальный, с головой, уход в субкультуру имеет место там, где ребенок к своему пубертатному возрасту подходит с практически разрушенными отношениями с родителями. Необходимость в субкультурном сообществе тогда диктуется отсутствием человеческой поддержки в этот чрезвычайно напряженный и наполненный конфликтами период жизни. Поэтому здесь мы имеем ситуацию, сходную со многими заболеваниями, которые легче предупредить, чем лечить. Чем вдумчивее ведут себя родители, чем глубже и психологически грамотнее общаются они с ребенком в более раннем возрасте, тем меньше будет его потребность в подростковом возрасте категорично противопоставлять себя родителям и ценностям старшего поколения. 

В любом случае, отношения с подростком, возможно, строить (и восстанавливать) лишь в рамках уважительного восприятия прав его личности, и без понимания его личных мотивов и предпочтений тут не обойтись. Поэтому первый совет — не спешить с выводами и оценками, а попытаться разобраться в ситуации, в том числе — в сути явления: что это за субкультура? каковы ее особенности? что могло привлечь вашего ребенка в ее практике и идеологии? Без этих знаний любой разговор будет напоминать беседу слепого с глухим, а во взаимодействии родителей с ребенком подросткового возраста и прочих препятствий, как правило, хватает .Вообще очень важно получить реальное представление о тех людях, с которыми водит дружбу ваш ребенок — нередко случается так, что мы судим о подростках исключительно «по одежке» — постарайтесь познакомиться с ними, выказав уважение и не прибегая к критике и нотациям в разговоре. Возможно, вы вспомните о ваших подростковых увлечениях и позабавите гостей парой историй — помните, что в этом возрасте особенно ценится чувство юмора. Может так случиться, что это и ваши тревоги поубавит, и даст вашему ребенку понять, что семья и компания — отнюдь не параллельные миры, и «предки» не такие уж и «дремучие»,раз смогли понравиться его друзьям.  

Голов А.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Лесосибирск, Россия

http://www.rusnauka.com/29_DWS_2012/Psihologia/12_120648.doc.htm

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»