ПСИХОЛОГИЯ

Подростки и субкультуры

Подростковый возраст…Как много сказано и написано о нем, как много фильмов, песен существует в культуре, как много создано и опубликовано кратких методических пособий и развернутых ученых трудов именитых авторов. Все мы читали в журналах и Интернет-ресурсах эти «10 правил общения с подростком..», «Кто такой подросток?» и «Как семье пережить пубертатный период ребенка». НО! Все еще остаются вопросы, да и сложности никуда почему-то не делись.

Мы все еще верим в эту иллюзию о том, что по достижению подросткового возраста ребенок (вдруг!) начнет жить «по-другому», и начнет жить именно так, как представляли и мечтали его родители: станет ответственным, серьезным, будет думать наперед о своем будущем, внезапно осознает важность учебы и выберет еще в 5-ом классе будущую профессию, да что и говорить…станет, в конце концов, оповещать по смс где он, что он, с кем и когда будет (желательно до7/8/9/10 – в зависимости от возраста). Но такие представления ошибочны, потому что мы смотрим как бы «сквозь»  реального сына или дочь, стоящих перед нами, на «выдуманного» нами же взрослого из будущего. Подросток прекрасно чувствует это и …сопротивляется (естественно).

Не находя нужной поддержки в семье, подросток ищет ту социальную группу, которая примет его, ответит интересам и станет «безопасным местом» проявления себя, своего мнения и своих устремлений и симпатий. Выступая оппозиционерами обыденной культуре, подростки создают «субкультуру».

Современные подростковые субкультуры – это объединение родственных по духу, мировоззрению и вкусам людей, что является естественным, полезным и, наверное, неизбежным процессом во все времена.

На данный момент мир субкультур тесно переплетен с модой, стилем, компьютерными играми, интернетом, соц.движениями, политикой. Существуют феминисты, аниме, хипстеры, боди-позитив, геймеры, косплей, ЗОЖ, футбольные хулиганы и хикиккомори.

, место, в котором — как чувствуют подростки — можно найти и сохранить себя.  Современный подросток живет в условиях интенсивного технического прогресса. Столь стремительные технологические и социальные перемены оказывают глубокое влияние на юношество:

  • Чем стремительнее социальные перемены, тем сильнее отличаются стандарты и образ современной жизни от стандартов прошлых лет. Как следствие, у молодых появляется чувство, что все старое (в том числе библиотеки) нежизнеспособно и не соответствует современности.
  • Будущее отдаляется, становится более неопределенным и непредсказуемым. Современная молодежь чувствует себя в меньшей безопасности относительно завтрашнего дня — поэтому многие юноши и девушки предпочитают жить одним днем.
  • Стремительные перемены ослабляют роль и функции семьи. К примеру, все меньшее число детей выбирают ту же профессию, что и родители.     Могу сказать, что большинство современных юношей и девушек не знают профессию своих родителей и слабо представляют, чем они занимаются. Ослабление межличностных контактов приводит к уменьшению общности семьи; ядро семьи оказывается неспособным выполнять свои эмоциональные функции, все большее число семей распадается.
  • Важная проблема современной жизни – социальные и эмоциональные стрессы. Перед глазами подростков (по телевидению, в кино, на страницах журналов и газет) непрерывным потоком проходят сцены насилия – убийства, терроризм, войны.

Подводя итоги рассуждениям о причинах возникновения субкультур и мотивах вхождения в них подростков, следует заметить, что в современном обществе молодежные объединения в определенной мере выполняют культуротворческую функцию, а проблема «отцов и детей» получает интерпретацию, прежде всего, как конфликт поколений.

Приходится признать, что тотальный, с головой, уход в субкультуру имеет место только там, где ребенок к своему пубертатному возрасту подходит с практически разрушенными отношениями с родителями. Необходимость в субкультурном сообществе тогда диктуется отсутствием человеческой поддержки в этот чрезвычайно напряженный и наполненный конфликтами период жизни. Поэтому здесь мы имеем ситуацию, сходную со многими заболеваниями, которые легче предупредить, чем лечить. Чем вдумчивее ведут себя родители, чем глубже и психологически грамотнее общаются они с ребенком в более раннем возрасте, тем меньше будет его потребность в подростковом возрасте категорично противопоставлять себя родителям и ценностям старшего поколения.

В любом случае, отношения с подростком, возможно, строить (и восстанавливать) лишь в рамках уважительного восприятия прав его личности, и без понимания его личных мотивов и предпочтений тут не обойтись. Поэтому не спешите с выводами и оценками, попытайтесь разобраться в ситуации, в том числе — в сути явления: что это за субкультура? каковы ее особенности? что могло привлечь вашего ребенка в ее практике и идеологии? Без этих знаний любой разговор будет напоминать беседу слепого с глухим, а во взаимодействии родителей с ребенком подросткового возраста и прочих препятствий, как правило, хватает.

Вообще очень важно получить реальное представление о тех людях, с которыми водит дружбу ваш ребенок — нередко случается так, что мы судим о подростках исключительно «по одежке» — постарайтесь познакомиться с ними, выказав уважение и не прибегая к критике и нотациям в разговоре. Возможно, вы вспомните о ваших подростковых увлечениях и позабавите гостей парой историй — помните, что в этом возрасте особенно ценится чувство юмора.

Может так случиться, что это и ваши тревоги поубавит, и даст вашему ребенку понять, что семья и компания — отнюдь не параллельные миры, и «предки» не такие уж и «дремучие», раз смогли понравиться его друзьям.

https://www.surgut-pnd.ru/deyatelnost-uchrezhdeniya/publikatsii/aktualnaya-informatsiya/940-podrostki-i-subkultury

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»