Кто такие вирусы и почему мы болеем: объясняем ребенку вместе с Чевостиком — Папамамам — МИФ
В чём разница между вирусами и микробами? Почему мы болеем и как наш организм борется с инфекциями? На эти вопросы отвечают Чевостик и дядя Кузя в новой энциклопедии «Вирусы и микробы». Предлагаем вам интересный отрывок из книги.
Сражение в носу
— О, клетки носа выполняют очень много разной полезной работы. Реснички им даны не для красоты, они задерживают и не пропускают в организм всякий мелкий сор, пылинки, залетевшие в нос. Другие клетки, вон те, похожие на лужицы, выделяют носовую слизь, к которой этот сор прилипает. Ещё здесь есть чувствительные клетки, с помощью которых мы различаем запахи.
— Так вот почему они колышутся, как от ветра. Значит, это тоже очень полезные клетки, и в них никто не живёт.
— Обычно да, но давай посмотрим, не прячется ли кто-то или что-то здесь между ресничками.
— Дядя Кузя, тут на ресничках будто какие-то фрукты созрели. Одни похожи на простые теннисные мячики, другие мячики покрыты шипиками и крючками, как репей, ещё есть какие-то штуки, похожие на кубики, только граней у них больше.
— Это, Чевостик, и есть вирусы.
— Ай! Они на нас не набросятся?
— Не бойся, сейчас они для нас не опасны, мы для них слишком маленькие, а вот клетки носа под угрозой.
— Бедные клеточки! Возьму-ка я и все эти вирусы отсюда повыкидываю. Дядя Кузя, у тебя есть при себе сумка, в которую мы мусор в лесу собираем, чтобы вирусы с собой унести?
— Мы тут, Чевостик, вдвоём мало чем поможем, носу придётся своими силами справляться, но возьми несколько на память, ведь они действительно красивые. Вон тот угловатый, со штырьками — это аденовирус, один из многих вирусов, вызывающих насморк. У него двадцать треугольных граней в оболочке, такая форма зовётся икосаэдром. Это обычная форма оболочки многих вирусов. Она прочная, называется капсидом и состоит из белков. У других вирусов капсид имеет форму цилиндра, трубочки. Ещё у вирусов часто бывает дополнительная оболочка в виде более мягкого шара из мембраны, как у клеток. Эдакая матрёшка.
— Да, аденовирус очень красивый! А белок — как у куриного яйца? Но он же совсем жидкий, пока яйцо не сваришь.
— Белки — это разнообразные вещества, необходимые организму для жизни. Многие из них нужны, чтобы мышцы могли работать, а из других сделан каркас костей, кожи и даже волосы. Такие белки обычно образуют микроскопические нити. Другие белки переносят, расщепляют или создают важные для организма вещества. Они обычно похожи на комочки. Представь, что капсид — это такой белковый скелет вируса. В белке куриного яйца белков-веществ тоже много, но это белки совсем другие, поэтому они очень питательные.
— Понятно. А вирусам у меня не будет плохо? Никакого лишнего носа для них не найдётся, свой я не отдам, но можно поселить их в аквариум или посадить в горшок с кактусами.
— Они на тебя не обидятся. Дело в том, что вообще до сих пор не ясно, правильно ли называть вирусы живыми существами. У разных учёных разное мнение, но все они в чём-то правы. Когда вирусы находятся вне клетки, они не проявляют свойств живого существа: не едят, не дышат, никак не реагируют на происходящее вокруг. Они не ползают и не плавают, их просто переносит вода или воздух, как мельчайшие пылинки. А если собрать много-много вирусов и высушить воду, в которой они находятся, то из них получится кристалл, так же, как если бы это была соль или сахар.
— Эх, значит, с ними нельзя поиграть, но и заботиться о них не нужно. Тогда поставлю их на полку с ракушками и шишками. Там и страусиное яйцо есть, пусть рядом стоят. Смотри, дядя Кузя, а этот вирус прилип к клетке и не отцепляется.
— Ба, да это вирус гриппа! Видишь, он округлый, мягкий, в мембране. Клетка ухватила его за крючочек на мембране и собирается поглощать.
— Съест его, что ли?
— Наоборот. Зря она это делает, ох, зря. Грипп — вирус серьёзный, опасней аденовируса, хотя они оба поселяются чаще всего в носу, горле. Но зато мы сейчас последуем за вирусом в клетку, для этого времяскок уменьшит нас ещё сильнее. Вперёд! То есть… внутрь!
— Дядя Кузя, мы сейчас будто в большом мыльном пузыре. Мы в одном, а вирус в соседнем, теперь он огромный, точнее мы теперь совсем маленькие.
— Это пузырьки из мембраны клетки, она нас с вирусом сама в них впустила.
— А зачем ей впускать вирус?
— Потому что он обманул её. Крючочки и шипы на вирусе будто ключи, а в мембране у клетки есть молекулы, которые для них — замочки. Эти молекулы нужны, чтобы клетка могла обмениваться с организмом веществами, то есть питаться и дышать, общаться с соседями, получать команды, а значит — жить и давать жизнь всему организму. Вирусы притворяются чем-то важным и полезным и так проникают в клетку. К одной из нужных клетке молекул мембраны и прикрепляется вирус гриппа. Да ты посмотри, как тут внутри клетки красиво.
— И правда, дядя Кузя. Мы будто в большом морском аквариуме. Вокруг всё в трубочках и лепёшках, похожих на кораллы. Жидкость вся переливается, в ней плавают шарики и фасолинки, всякие комочки и нити, будто паутинки. — Да, это составные части клетки — органеллы. У каждой есть свои обязанности. Они дружно работают, создают нужные клеткам вещества, поддерживающие их жизнь.
— А что это за огромный глобус внизу? Похож на глобус Луны — весь в кратерах.
— Это не глобус, Чевостик. Это ядро клетки. У человека, животных, грибов и некоторых других организмов в глубине большинства клеток есть ядро, будто косточка у персика. Это центр управления клеткой, оттуда приходят сигналы, дающие команды этой жидкой фабрике. А то, что тебе показалось кратерами, — это поры, через которые сигналы входят и выходят.
— Кажется, нас с вирусом несёт к ядру.
— Да, вирусу только это и нужно. Посмотри, что происходит с его пузырём.
— Он разваливается! И вирус тоже разваливается, растворяется, как сахар! Из него вылетели какие-то кусочки серпантина. Так вот что у него внутри, будто у хлопушки. Наверное, у него не получилось навредить клетке.
— Нет, всё идёт по его коварному плану. Этот серпантин — нити нуклеиновой кислоты. Но не путай её с такими кислотами, которыми можно обжечься. Нуклеиновые кислоты — это такие длиннющие молекулы, в них записаны самые разные команды, с помощью которых управляют клетками и целыми организмами. Можно сказать, что каждая молекула нуклеиновой кислоты — большая инструкция, записанная одной строчкой.
— Ничего себе! А откуда у вируса команды, которые управляют клеткой?
— У всех живых организмов имеются целые библиотеки таких инструкций. В тех клетках, где есть ядро, библиотеки находятся внутри него. Нуклеиновая значит ядерная. Отсюда и название таких кислот.
— Смотри, дядя Кузя, вирусные серпантинки просочились в ядро через поры. Мы за ними полезем?
— Давай здесь подождём продолжения, долго ждать не придётся.
— Дядя Кузя! Они выбираются из ядра. Их стало больше, намного больше! Откуда они взялись?
— Дело в том, что в ядре нуклеиновые кислоты не только хранятся и оттуда управляют клеткой, но там же клетка может их копировать. Это нужно, например, чтобы клетки могли делиться пополам, благодаря этому клеток в организме становится больше, и он растёт, а изношенные клетки заменяются новыми, молодыми и полными сил. Вот только вирус может заставить живые механизмы ядра копировать свои нуклеиновые кислоты, свои, как ты говоришь, серпантинки. Теперь клетка полна новёхонькими инструкциями для создания потомства того вируса гриппа, который ты нашёл.
— Значит, клетка — это и есть аквариум для вируса?
— Можно и так сказать, Чевостик. В клетке вирус живёт по-настоящему, не то что снаружи. Но его путь здесь ещё не закончен, давай поднимемся с вирусными серпантинками вверх, к мембране.
— Дядя Кузя, вокруг серпантинок будто сгущаются комки, это же капсиды — оболочки вирусов! Как их много, а в клетку попал только один.
— Всё верно. Вирусные серпантинки дают команды клетке собирать для себя новые оболочки и прячутся в них. Клетки начинают заниматься делами вируса вместо того, чтобы выполнять свою работу, истощаются и чахнут, но и это не конец беды. Смотри, что происходит с мембраной клетки.
— Она окружает капсиды пузырьками своей мембраны, вся будто кипит… И получаются целые вирусы гриппа. Вся мембрана клетки снаружи превращается в оболочки новеньких вирусов!
— Вот и конец нашей клетке, здесь больше делать нечего, поплывём с вирусами наружу.
— Тут всё изменилось. Реснички теперь будто на дне озера, а вокруг плавают целые стаи вирусов гриппа.
— Да, носу теперь понадобится большой носовой платок!
— И что же, новые вирусы теперь тоже смогут заражать всё новые клетки?
— Ты правильно понял, Чевостик. Мало того, если нос, полный вирусов, чихнёт, они разлетятся во все стороны, попадут в носы поблизости, и всё повторится. А с такими гостями внутри этот нос будет чихать не один день.
— Что же делать с такой напастью?
— Ну хотя бы прикрывать нос, когда чихаешь и кашляешь, а ещё лучше — надевать медицинскую маску, чтобы вирусы далеко не разлетались. Важно мыть руки и здоровым людям, и больным, чтобы вирусы, прилипшие к рукам, не попадали в нос и не доставались твоим друзьям, когда жмёшь им руки. Больному человеку нужно несколько дней посидеть дома, и не только для того, чтобы выздороветь и набраться сил, но и чтобы не разносить свои вирусы в школе, в гостях или на работе. А квартиры и школьные классы нужно почаще проветривать, чтобы вирусы в воздухе не накапливались.
— Я понял, дядя Кузя. Если не давать вирусам разлетаться во все стороны, до новых жертв они не доберутся.