Как подростку открыть свой бизнес. Советы кандидата экономических наук — Папамамам — МИФ
Подростки, открывающие бизнес, уже никого не удивляют. Если ваш ребенок тоже задумывается о своем деле, советы Маргариты Зобниной — кандидата экономических наук и профессора ВШЭ — помогут ему сделать первые шаги. Просто покажите их своему подростку.
Почти взрослые деньги
Все начинается с идеи
Какая она, идея, на которой можно заработать? Все просто. Идея должна решать актуальную проблему. Придется выявить неудовлетворенные потребности людей.
Один из способов это сделать — спросить у окружающих, чем они не очень довольны и что их не устраивает. Можно даже начать с себя.
Устройся поудобнее и подумай: «Что бы я хотел сделать по-другому? Что хотел бы улучшить?» Есть мысли? Отлично!
Хорошая идея для бизнеса улучшает жизнь, делает людей счастливее или уменьшает страдания. Есть и еще кое-что. Хорошая идея решает проблему. За это многие готовы платить.
Найти источники идей поможет Дневник наблюдений. Заполни его, придумав несколько вариантов проблем и решения, которые помогли бы избавиться от них. Отталкиваться от уже готовых идей всегда проще и интереснее.
Как найти свою целевую аудиторию
Чтобы не тратить время на тех людей, кто в нее не входит и не нуждается в нашем товаре, нужно описать свою целевую аудиторию.
Начинай с тех, кто видит проблему, недоволен существующими решениями и у кого есть деньги на покупку нового решения.
Определять целевую аудиторию надо через общую потребность и общий подход к решению.
После этого нужно найти людей, подходящих под характеристики целевой аудитории, и задать несколько уточняющих вопросов. Эти вопросы помогут проверить, насколько людям интересен продукт и подходит ли им такое решение проблемы.
Схему клиентского развития придумал американский предприниматель Стив Бланк. Оно поможет понять, подходит ли целевой аудитории продукт.
Клиентское развитие состоит из четырех этапов.
При общении с потенциальными покупателями обязательно уточняй их ожидания и требования. Как правило, люди понимают, как должно выглядеть и работать то, что им нужно. Прислушивайся внимательно, поскольку обратная связь поможет тебе доработать идею, и товар будет максимально соответствовать ожиданиям покупателей.
Тебе придется оценить, твой продукт — массовый или нишевый. И прикинуть, сколько людей смогут его купить. Так ты поймешь, можно ли в принципе заработать на продукте или идее или нет.
О чем важно помнить предпринимателю
Предпринимателю необходимо держать руку на пульсе и понимать, как меняются интересы потребителя, почему и в каком направлении.
Отслеживай технологии. То, что сейчас на пике, скорее всего, скоро выйдет из моды. А вот к тому, что только набирает обороты, стоит присмотреться. Возможно, в эту нишу еще можно зайти.
Предприниматель должен понимать, когда его продукт «выстрелит», а когда завершит жизненный цикл, и знать наперед следующий шаг.
Жизненный цикл товара — период, в течение которого товар находится на рынке, начиная с момента выхода и заканчивая уходом с рынка.
Когда жизненный цикл товара завершается и очевидно, что скоро его перестанут покупать, остается два варианта. Либо переключаться на что-то другое, либо проанализировать, удастся ли вернуть интерес к продукту, и изменить его.
Работа предпринимателя — это прогнозирование и предсказание. Сверка с потребителем и постоянный «нос по ветру». А также иммунитет к отказам. В бизнесе, особенно в самом его начале, они вполне естественны.
В экономике есть такое явление, как воронка продаж:
- из сотни человек десять сразу откажутся вести диалог о продукте;
- половина из оставшихся потенциальных клиентов окажутся не заинтересованными в продукте;
- еще части будет в принципе интересен товар, но не в конкретный момент.
Из полной сотни останется человек пять-десять, готовых купить твой продукт. Все нормально, это так и работает. Не стоит расстраиваться из-за отказов, нужно радоваться продажам.
Откуда взять начальный капитал на свое дело
Многим кажется, что свое дело требует денег и вложения. Но вложение денег часто можно заменить дополнительным временем.
Если у тебя нет денег на рекламу, просто больше рассказывай о своем продукте, общайся с людьми, и ты получишь первые деньги, на которые запустишь рекламу.
Некоторые виды бизнеса, например создание товара или производство нового продукта, действительно нуждаются во вложениях уже на первых порах. Что делать, если начального капитала нет?
Возможно, тебе пригодится стратегия 4F. Она включает четыре традиционных источника финансирования:
- friends — друзья,
- family — семья,
- founder — основатель,
- fools — люди, которые готовы рискнуть деньгами.
Это категории людей, у которых ты можешь попросить деньги на открытие своего дела.
Хороший вариант — это развитие за счет потребителей. Возможно, потенциальные покупатели готовы дать какую-то предоплату за будущий товар. Ты можешь устроить предпродажи с более выгодными условиями для покупателей.
Слишком высоки риски. В лучшем случае придется возвращать сумму долга и процент. В худшем — можно потерять бизнес и остаться должным банку немалую сумму.
Все же лучше начинать бизнес со своих, заранее отложенных средств. А для этого необходимо научиться копить.