×
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Говорить ребенку или говорить с ребенком?

© Maël BALLAND, Unsplash

Детям нравится, когда к ним прислушиваются, когда им задают вопросы, когда интересуются их точкой зрения и позволяют им участвовать в принятии решений.

Разговор — один из важных способов установить контакт, создать отношения, укрепить связь между родителями и ребенком. Но только в том случае, если это действительно разговор, а не выговор, приказ, инструкция или ваш монолог с ребенком в качестве слушателя.

Казалось бы, чего проще? Ведь мы постоянно разговариваем друг с другом: ведем задушевные беседы с друзьями, обсуждаем рабочие моменты с коллегами, обсуждаем новости с соседями. Почему же разговор с ребенком требует отдельного разговора?

Возможно, потому что нам трудно посмотреть на ребенка как на отдельную личность. Мы воспринимаем детей как нечто, почти неотделимое от нас. Как существо, которое нуждается в нашей защите и покровительстве, а соответственно, не очень-то и нуждающееся в собственном мнении.

Но конечно, это не так. Ребенок — отдельный человек. У него свой характер, свои вкусы и поверьте, свое мнение обо всем на свете. И ему очень нравится иметь возможность это мнение выразить. Детям нравится, когда к ним прислушиваются, когда им задают вопросы, когда интересуются их точкой зрения и позволяют им участвовать в принятии решений.

Итак, о чем следует помнить, если мы хотим разговаривать с ребенком, а не говорить ребенку:

  • С ребенком нужно говорить простым и понятным ему языком, не засыпать его данными, цифрами и сложными словами. Часто чтобы объяснить ребенку что-либо, стоит для начала задать ему вопрос.

Например, не стоит говорить:

«Нужно есть сбалансированную еду, в которой будет достаточно белков, углеводов и жиров.»

Вместо этого лучше спросить:

«Как ты думаешь, почему нужно есть овощи всех цветов и рыбу?»

А затем вместе с ребенком ответить на этот вопрос. Показать яркие картинки с продуктами, поделить их на группы, вместе собрать тарелки с разными группами продуктов.

  • Не нужно давать ребенку приказов и инструкций. Лучше вместе с ним поискать решение для проблемы, показать, что вы понимаете его чувства и эмоции и дать ему полезный совет.

Например, не стоит говорить:

«Убери в комнате.»

Вместо этого лучше сказать

«Уборка в комнате — это очень утомительно. И порой непонятно, как к ней подступиться. Как насчет того, чтобы для начала собрать грязное белье в корзину?»

  • Не читайте детям нотаций, учите их думать

Вместо того, чтобы отчитывать ребенка после неудачно принятого решения и говорить:

«Сколько раз тебе можно повторять? Ты вообще меня слушаешь?»

Лучше предложить ему проанализировать ситуацию:

«Как ты думаешь, что следовало бы сделать иначе в следующий раз?»

  • Не стройте предположений, не додумывайте за ребенка. Дайте ему возможность самому выразить свои чувства и эмоции.

Вместо того, чтобы сказать:

«Вижу, тебе скучно на уроке.»

Просто спросите о том, что думает он сам:

«Как тебе этот урок? Что тебе нравится или не нравится в нем?»

Это может показаться неважным. Какая в конце концов разница, каким образом узнать мнение ребенка или объяснить ему правила поведения?

На самом деле, родителям полезно задумываться об этом.

Ведь если мы разговариваем с ребенком, он чувствует, что его замечают, что им интересуются, что он важен и ценен. Это повышает самооценку и способствует формированию самостоятельности ребенка.

Если мы все время говорим что-то с ребенком, не слушая его в ответ, он может начать чувствовать фрустрацию и бессилие. В таком случае ребенок более зависим от чужого мнения, постоянно ждет помощи от взрослых и не верит в свои силы.

Автор: Екатерина Звонкова

Фотография: Maël BALLAND, Unsplash

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»