Экономический кроссворд. Знают ли ваши дети экономику? — Папамамам — МИФ
Умение управлять деньгами, понимать основы инвестирования и планирования бюджета важно не только для взрослых, но и для подростков. Финансовая грамотность помогает детям развивать ответственное отношение к деньгам и обретать независимость в будущем. В МИФе выходит увлекательное пособие «Почти взрослые деньги» от кандидата экономических наук и профессора ВШЭ Маргариты Зобниной. Подготовили кроссворд по материалам книги.
1. Вин-вин
В хорошей сделке каждая сторона получает некую выгоду, появляются победители, и — что самое важное — нет проигравших. В бизнесе даже существует определение: принцип «винвин» (win — англ. «побеждать», «добиваться», «завоевывать»). Здорово, когда никто не будет обделен и каждый сможет заработать, правда?
2. Желание
То, что очень бы хотелось получить, но без чего, конечно же, можно выжить: модный рюкзак, последняя модель телефона, билет в кино.
Желания, иногда очень сильные, часто возникают у нас не сами по себе. Вспомни, сколько раз ты «загорался» только потому, что такая же вещь есть у одноклассников, или потому, что ее классно отрекламировали.
На самом деле это не природная потребность, как воздух или вода. Мы вполне можем прожить без предмета своего желания, и от этого никто и ничто не пострадает — ну, может, кроме настроения.
Значит ли это, что надо жить без желаний и не смотреть, например, на новый планшет для рисования, потому что он «не хлеб и не лекарства»? Конечно нет! Желание заряжено энергией, оно мотивирует, заставляет встать с дивана, развиваться, придумывать что-то, искать возможности.
У денег есть одно свойство: изучая их и то, что они дают, мы в итоге изучаем самих себя. Ты можешь узнать много нового! Вот почему важно понимать разницу между двумя типами трат. Учись спрашивать себя: это необходимость или только мое желание? Такой подход поможет тебе стать более осознанным, и со временем ты начнешь хорошо разбираться, почему и на что тратишь деньги.
3. Компания
Объединение людей, которые работают вместе для получения прибыли.
Компания (работодатель) и будущий сотрудник подписывают трудовой договор — соглашение, по которому работодатель обеспечивает работника работой и платит за нее зарплату. Взамен работник обязуется добросовестно трудиться и соблюдать правила. Трудовой договор на конкретный период работы (день, неделю, несколько месяцев или год) называется срочным, на постоянную работу — бессрочным.
Некоторые компании предлагают временную работу на определенный срок. Например, ресторан «У моря» нанимает дополнительных официантов на обеденное и вечернее время в летние месяцы, когда в город приезжает много туристов. В этом случае компания (в нашем случае ресторан «У моря») и сотрудник (в нашем случае официант) заключают временный договор о сотрудничестве на июнь, июль и август.
4. Прибыль
Разница между выручкой и расходами.
Как компания получает прибыль? В первую очередь, она продает товары и предоставляет услуги. То, что компания получила от потребителей за свои продукты, называется выручка. После вычетов из выручки издержек, налогов и всех прочих расходов у компании остается прибыль (показатель, к росту которого стремится любая фирма).
5. Монополия
Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь.
Монополия возникает тогда, когда есть значительные барьеры для входа на рынок других компаний и в результате появление потенциальных конкурентов непомерно затруднено. Входные барьеры, защищающие положение монополиста, могут быть различными.
Например, доступ к месторождениям алмазов есть только у компании «Алроса» и она монополист на рынке добычи российских алмазов. Источник
Ограниченный доступ к технологиям на протяжении столетий помогал сохранить монополию китайского фарфора, который еще несколько столетий назад ценился в Европе на вес золота:
Однажды саксонский король отдал прусскому королю целый полк солдат за китайский фарфоровый сервиз из 48 предметов. Китайский фарфор ценился так высоко, потому что никто не мог понять технологию и произвести столь изящные изделия. Но в XVIII веке Иоганн Беттгер, придворный алхимик саксонского короля, поставил себе цель: найти разгадку создания фарфора и после долгих экспериментов нашел ее и изготовил чудесный фарфор из местной, мейсенской глины.
Он был не белый, как китайский, а коричневый, но такой же утонченный и прекрасный. Так появился мейсенский фарфор, который стал известен во всем мире. Безусловно, сразу же после появления изделия из этого фарфора перетянули на свою сторону множество покупателей и составили серьезную конкуренцию китайскому, разрушив его монополию.
6. Фриланс
Способ заработка, который позволяет сотрудничать с разными работодателями (даже одновременно!) без постоянного трудоустройства. Зарабатывать можно на проектах и мелких задачах.
Далеко не у всех вакансий есть почасовая оплата. Иногда люди платят за услугу или товар. Иначе говоря, целиком за результат. В этом случае для работодателя не имеет никакого значения, сколько времени ты на это потратишь.